Личный кабинет
Бизнес-образование 2025: тренды, которые формируют управленцев нового поколения

Бизнес-образование 2025: тренды, которые формируют управленцев нового поколения

Как меняются запросы бизнеса, почему живое обучение остается востребованным и какие навыки критичны для успеха в условиях цифровизации и нестабильных рынков.
212

В 2025 году Русская Школа Управления отмечает 23 года работы на рынке бизнес-образования. За это время многое изменилось — не только в экономике, но и в подходах к обучению управленцев. Если еще недавно было достаточно общих знаний, то сегодня важна точечная работа над реальными проблемами бизнеса. Руководители и собственники компаний ищут не просто информацию, а конкретные решения под свои задачи. В условиях непредсказуемых рынков, повсеместной цифровизации и дефицита управленческих кадров образование становится стратегическим ресурсом для роста и устойчивости компаний.

Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления, выделила пять ключевых трендов в обучении руководителей в 2025 году — и рассказала, как меняются запросы бизнеса, какие форматы работают и почему ценность «живого» обучения только растет.

Содержание:

Интеграция искусственного интеллекта в управленческую практику

Запрос на практико-ориентированность и результат

От «историй успеха» к антикейсам: обучение на ошибках

Отраслевой фокус и узкая специализация

Живое обучение vs онлайн: что выбирает рынок?

Интеграция искусственного интеллекта в управленческую практику

ИИ перестал быть уделом только технологических компаний. Сегодня его внедряют банки, ритейл, производство, логистика, даже кадровые службы. Использование нейросетей помогает бизнесу анализировать поведение клиентов, автоматизировать процессы, управлять запасами и предсказывать спрос. Однако внедрение таких решений требует новых навыков от руководителей. Им важно не только понимать, что делает искусственный интеллект, но и как это встроить в бизнес-процессы, оценить риски, выбрать технологического партнера, задать корректную задачу разработчикам.

На первый план выходит технологическая грамотность управленцев — способность критически оценивать потенциал и ограничения цифровых решений. При этом уровень сложности этих знаний должен соответствовать роли: собственнику важно понимать стратегические возможности ИИ, директору по маркетингу — видеть, как ИИ влияет на воронку продаж, а HR-директору — использовать аналитику для повышения удержания персонала.

В РШУ модули по ИИ, цифровизации, Big Data и автоматизации включены в программы для разных уровней руководителей — от собственников до линейных менеджеров (HR, маркетинг, логистика и других). На программах МВА и курсах по общему управлению обязательной стала работа с кейсами внедрения ИИ в реальных российских компаниях: участники не просто разбирают чужой опыт, но и проектируют цифровые решения под задачи своей организации. А корпоративные клиенты получают специализированные модули, адаптированные под отраслевые реалии и уровень цифровой зрелости бизнеса.

Запрос на практико-ориентированность и результат

В 2025 году ключевым становится вопрос: «Какой конкретный результат я получу от обучения?» Слушатели — занятые руководители, и они не готовы тратить время на общие теории. Они приходят за инструментами, которые можно применить сразу. Поэтому растет спрос на обучение, которое не просто «дает знания», а решает задачи — будь то оптимизация расходов, выстраивание системы мотивации, антикризисное управление или запуск нового направления.

Такой подход требует от бизнес-школы и преподавателей глубокой экспертизы, гибкости и готовности работать в формате «живого диалога». Лидерами рынка становятся те, кто способен не просто рассказать, как «должно быть», а вместе с клиентом разобрать, почему «не работает» и что с этим делать.

Во всех программах РШУ работает принцип практико-ориентированности: деловые игры, управленческие симуляции, анализ реальных кейсов компаний. Например, участники программ MBA создают проекты под задачи своего бизнеса, получают экспертную обратную связь, дорабатывают и внедряют решения уже в процессе обучения.

Кроме того, наши эксперты разрабатывают корпоративные бизнес-решения — это практически «обучение под ключ»: команда школы изучает цели компании, погружается в бизнес-процессы, проводит диагностику и разрабатывает индивидуальные решения, которые помогают трансформировать бизнес.

От «историй успеха» к антикейсам: обучение на ошибках

Успех вдохновляет, но учат — ошибки. Этот сдвиг в подходах к обучению особенно заметен в 2025 году. Руководители хотят не просто смотреть на «лучшие практики», а разбирать, почему в похожих ситуациях провалились другие. Это помогает не повторить чужих ошибок, увидеть слепые зоны в собственной работе и принять более взвешенные решения.

Антикейсы — это не про критику, а про управленческое мышление: почему решение, которое казалось логичным, привело к провалу? Что упустили? Какие сигналы игнорировали? Этот формат учит мыслить системно, учитывать «человеческий фактор» и строить реальные, а не идеальные стратегии.

В РШУ антикейсы стали обычным элементом обучающих программ для руководителей. Вместо «все было хорошо, потому что...» — разбор «где и как все пошло не так»: неудачные реорганизации, сорванные сделки, провальные трансформации. Это истории компаний, которые допустили типичные ошибки в коммуникации, мотивации, стратегии или реализации решений. Участники анализируют сценарии, предлагают альтернативы и учатся видеть последствия управленческих просчетов. Такой подход развивает у слушателей не только профессиональные, но и личностные управленческие навыки — смелость, гибкость, ответственность.

Отраслевой фокус и узкая специализация

Еще один важный тренд — персонализация и отраслевой подход. Универсальные решения перестают работать, особенно в сложных и высококонкурентных отраслях. Руководители хотят видеть и понимать, как работают профессионалы на местах: какие практики применяют, какими инструментами пользуются и с какими проблемами сталкиваются. Поэтому сегодня все чаще можно встретить управленцев, которые погружаются в работу логистики, финансов или стройки. Они общаются с экспертами, получают знания из первых уст, а затем используют этот опыт для принятия решений в своей компании: «Посмотрите, как эту проблему решили другие. Есть рабочий пример».

В ответ на это РШУ предлагает специализации по отраслям и направлениям. В программах МВА участники могут выбрать узкую специализацию (например, логистику или маркетинг), а в рамках корпоративных бизнес-решений — получить полностью адаптированную под их сегмент программу развития бизнеса. Такой подход не только повышает вовлеченность участников, но и обеспечивает прямую применимость знаний — они учатся на своих задачах, с учетом своей специфики.

Живое обучение vs онлайн: что выбирает рынок?

Интересно, что несмотря на повсеместную цифровизацию, спрос на очный формат обучения стабильно высокий. Для управленцев важно не просто получить информацию, им нужно обсудить ее, задать вопросы, услышать альтернативную точку зрения, обменяться опытом с другими.

Очное обучение дает возможность выстроить горизонтальные связи, расширить кругозор, а главное — получить более широкий взгляд на рынок (благодаря экспертам и другим участникам). Онлайн-формат удобен и несомненно будет и дальше пользоваться популярностью, но он не всегда способен обеспечить такой уровень вовлеченности и обмена опытом.

Кроме того, очное обучение в Москве — это целое событие для многих. Особенно для тех, кто приезжает из дальних регионов. Офис РШУ находится в самом сердце столицы — на ВДНХ. И после обучения у участников есть возможность прогуляться, сходить на экскурсии и в целом приятно провести время.

Сегодня обучение — это уже не просто «опция» для мотивации сотрудника, а необходимость для выживания и роста бизнеса. Компании, которые развивают управленческие команды, получают более устойчивый бизнес, более адаптивную культуру и более эффективных лидеров. А руководители, которые продолжают учиться, — остаются конкурентоспособными и всегда готовы к переменам.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!